ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Что, по Вашему мнению, является препятствием для развития бизнеса в Ульяновской области?

Семинар «Формирование антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения школьников через организацию учебно-воспитательного процесса» (Цильнинский район Ульяновской области)

Отзыв
на семинар «Формирование антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения школьников через организацию учебно-воспитательного процесса» Семинар проходил 14 декабря 2011 г. в МОУ Цильнинской СОШ. Присутствовали учителя истории и обществознания Цильнинского района, руководитель и представители РОНО, администрация школы, представители УИПКПРО


Колсанов Владимир Яковлевич показал на семинаре возможности реализации программы антикоррупционного образования через урочную деятельность. С учащимися 9-б класса он провел открытый урок по теме «Коррупция: ее вред для тебя, для меня и для общества». Учителем был отобран интересный теоретический, исторический и практический материал, разработаны проблемные задания, которые ставили ребят перед необходимостью выработки твердой оценочной позиции.

Шмакова Наталья Юрьевна показала на семинаре возможности реализации программы антикоррупционного образования через внеурочную деятельность. С учащимися 10-а класса она провела внеклассное мероприятие в форме круглого стола «Сделай свой выбор!». Учителем был тщательно подобран материал и смоделированы игровые ситуации, которые ставили ребят перед необходимостью нравственного выбора между собственной выгодой и общественным благом.

Перед семинаром ученики провели в школе анкетирование о понимании проблемы коррупции в школе, результаты которого были озвучены учителем и обсуждались с учениками.

При обсуждении проблем Владимир Яковлевич и Наталья Юрьевна широко привлекают интересные исторические факты, очень четко расставляют нравственные акценты. Простым и доступным языком говорят учителя с учениками о проблемах патриотизма, совести и ответственности, об огромном вреде, наносимом коррупцией обществу в истории России, о борьбе с ней, о долге государственного деятеля и простого гражданина перед собой и страной.

Заметно, что для ребят это не первый разговор. Они свободно выражают свое мнение, оперируя сложными понятиями, привлекая актуальный фактический материал.

Учитель и учащиеся в ходе обсуждения проблем выбора антикоррупционного стандарта поведения и ответственности за свой выбор, вышли на проблему антикоррупциооной компетентности, компонентами которой являются: понимание сущности феномена коррупции и знание его развития в истории; знание правовых основ противодействия коррупции; умение действовать в сложной ситуации выбора; личностное ценностное отношение и волевое усилие по реализации осмысленно выбранной и занятой позиции.

Стандарты второго поколения уделяют особое внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию гражданина России. В проекте концепции духовно-нравственного воспитания отмечается, что «Духовно_нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора».

Представляется, что работа Колсанова Владимира Яковлевича и Шмаковой Натальи Юрьевны в выбранном направлении является перспективной, важной и необходимой.

При обсуждении круглого стола с коллегами учителя объяснили, что занятия проведены в рамках реализуемой в школе программы и спецкурса по формированию антикоррупционного сознания учащихся. Работа носит не эпизодический, а системный характер, антикоорупционная проблематика заинтересовала учителей и учащихся школы, а также родителей.

Работа по формированию антикоррупционного сознания ведется в Цильне и в начальной школе. Надо отметить, что учителя очень аккуратно подходят к проблематике, следуя принципу «Не навреди!». С младшими школьниками говорят о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственности за ее судьбу. Понятие «коррупция» даже не употребляется. И это верный подход. Необходим строгий учет возрастных особенностей учащихся.

Проведенные занятия вызвали оживленную дискуссию. Коллеги выражали озабоченность тем, чтобы важное и интересное начинание «не заболтали», чтобы оно не «утонуло в море бумажной отчетности». Для многих учителей опыт цильнинских коллег оказался новым и очень интересным. Учителя осознают важность формирования антикоррупционного сознания школьников.

Кроме спецкурса по проблемам коррупции учителя Цильнинской СОШ включили антикоррупционную проблематику в курсы истории и обществознания. Они ввели в тематическое планирование специальную графу, в которой отразили исторический и обществоведческий материал, через использование которого можно решать задачи антикоррупционного образования. Учителя отметили, что такой материал оживляет уроки, актуализируя историческое прошлое и обществоведческую теорию.


Аналогичный опыт есть и у коллег из старой Майны. Они реализуют задачи формирования антикоррупционного сознания учащихся через урочную деятельность по предмету. Например, при изучении темы «Экономика и её роль в жизни современного общества» ученики 11 класса обсуждают проявления коррупции в экономической деятельности и тот и вред, который она наносит. Анализируя судебник Ивана III, ученики обращают внимание на причины законодательного ограничения коррупции.

Таким образом можно говорить о том, что при разных возможных подходах и формах антикоррупционного образования вопросы эти можно и нужно освещать в школе.

 

Отзыв
на выступление учителя истории и обществознания МОУ Цильнинской СОШ олсанова Владимира Яковлевича на семинаре «Формирование антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения школьников через организацию учебно-воспитательного процесса»

Семинар проходил 14 декабря 2011 г. в МОУ Цильнинской СОШ. Присутствовали учителя истории и обществознания Цильнинского района, руководитель и представители РОО, администрация школы, представители УИПКПРО.

Заметно, что работа с учениками носит не эпизодический, а системный характер.

Учитель и учащиеся в ходе обсуждения проблем выбора антикоррупционного стандарта поведения и ответственности за свой выбор, вышли на проблему антикоррупциооной компетентности, компонентами которой являются: понимание сущности проблемы и знание ее развития в истории; знание правовых основ; умение действовать в сложной ситуации выбора; личностное ценностное отношение и волевое усилие по реализации осмысленно выбранной и занятой позиции.

Стандарты второго поколения уделяют особое внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию гражданина России. В проекте концепции духовно-нравственного воспитания отмечается, что «Духовно_нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора».

В конце урока учитель озвучил тему следующего занятия и поставил перед учениками новые проблемы.

Представляется, что работа Владимира Яковлевича в выбранном направлении является перспективной, важной и необходимой.

Проведенное занятие вызвало оживленную дискуссию.

 

 

кандидат исторический наук,
Качкина Т.Б.


    Главные новости

    11.12.2018
    Информация о результатах, проведенного в 2018 году конкурсного отбора разработанных гражданами проектов, направленных на профилактику коррупции в Ульяновской области

    11.12.2018
    Протокол заседания комиссии по проведению отбора проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в проведении на территории Ульяновской области единой государственной политики в области противодействия коррупции

    10.12.2018
    В Ульяновской области наградили преподавателей и студентов вузов активно участвующих в просветительской работе по вопросам противодействия коррупции

    10.12.2018
    В Ульяновской области состоялся «круглый стол» с независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

    09.12.2018
    Об организации деятельности по противодействию коррупции в Ульяновской области

    ...все новости →

     

    Новости и события

    21.11.2016
    В Ульяновской области будет активизирована деятельность молодежных антикоррупционных формирований!

    21.11.2016
    Выявляются коррупционные зоны, а виновные привлекаются к ответственности. В Ульяновской области подведены итоги антикоррупционной работы за 9 месяцев 2016 года

    18.11.2016
    В Ульяновской области обновили Анимированную антикоррупционную карту

    ...все новости →