ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Что, по Вашему мнению, является препятствием для развития бизнеса в Ульяновской области?

Тезисы доклада Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области А.Ф Павлова на встрече с Губернатором Ульяновской области С.И. Морозовым 6 июля 2010 года

Некоторые меры по противодействию коррупции,
предпринятые Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области в 1 полугодии 2010 года


I. Антикоррупционный мониторинг.

1. Мониторинг повышения эффективности мер по противодействию коррупции в рамках деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В январе и апреле 2010 года сотрудники аппарата Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области совершили выезды во все муниципальные образования Ульяновской области с целью проведения пилотного мониторинга эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции. В ходе выездов была проведена оценка проведения антикоррупционных экспертиз, размещения антикоррупционных публикаций в СМИ, работы комиссий по рассмотрению конфликтов интересов, работы общественных советов по профилактике коррупции в муниципальных образованиях. По итогам мониторинга в каждое муниципальное образование области были направлены рекомендации по устранению выявленных в ходе мониторинга недостатков.

Итоги мониторинга были размещены на сайте Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области.

По данным проведённого мониторинга лидером среди муниципальных образований Ульяновской области по наибольшему числу показателей стали муниципальные образования «город Димитровград» и «Ульяновский район».

В целях организации данного мониторинга и в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области Уполномоченный по противодействию коррупции в апреле-мае 2010 года провёл встречи со всеми министрами Ульяновской области для конкретизации и пояснения задач и способов организации антикоррупционной работы в возглавляемых ими исполнительных органах государственной власти.


2. Мониторинг распространённости коррупции

К сожалению, в России до настоящего времени такой методики разработано и апробировано на практике не было, и данная тема для нашей страны остаётся неразработанной. На это указывает и соглашение между Россией и США в рамках президентской российско-американской комиссии о создании рабочей группы. Ею в течение полугода с участием неправительственных организаций будет выработан механизм по оценке состояния коррупции и выработке критериев её оценки с учётом российского и американского опыта.

Следует отметить, что в обновлённом Национальном плане противодействия коррупции в Российской Федерации есть поручение Правительству Российской Федерации совместно со Счётной палатой Российской Федерации определить показатели для оценки эффективности реализации программ по противодействию коррупции.

На 2010 год остаётся задача, консультируясь и консолидируясь с различными заинтересованными организациями федерального уровня, антикоррупционными организациями субъектов Российской Федерации, создать эту методику, которая бы унифицировала способ оценки, и выработать единые в России критерии оценки распространённости коррупции. Эта работа содействовала бы и решению задачи повышения имиджа и авторитета региона в проведении антикоррупционной политики. С Главным федеральным инспектором по Ульяновской области В.М. Лазаревым проведена встреча, в ходе которой были рассмотрены вопросы об обсуждении на уровне Приволжского федерального округа проблемы унификации антикоррупционного мониторинга регионов.

Решение о проведении данного совещания на уровне администрации полномочного представителя Президента РФ в ПФО до настоящего времени принято не было.


3. Мониторинг предрасположенности населения к совершению коррупционных поступков

Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области с привлечением студентов УлГУ в марте-июне 2010 года было проведено социологическое исследование «Предрасположенность населения Ульяновской области к совершению коррупционных поступков». В ходе анкетирования жителей г. Ульяновска и других шести муниципальных образований области было опрошено более 800 человек. Опрос был проведён по выборке, основанной на квотном отборе.

Среди главных итогов исследования можно отметить следующие:

1) большинство жителей Ульяновской области полагают, что уровень коррупции в Ульяновской области ниже, чем в среднем по России;

2) около 60 процентов респондентов убеждены, что с коррупцией можно и нужно бороться.

3) даже в сложных жизненных ситуациях большинство опрошенных людей готово действовать по закону, без использования коррупционных схем.


II. Антикоррупционная экспертиза проектов НПА

Организация антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Ульяновской области проводится по двум этапам в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Законом Ульяновской области от 05.06.2007 № 77-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области».

На 1 этапе антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов Ульяновской области проводят специалисты органов государственной власти при проведении правовой экспертизы. Выявленные ими коррупциогенные факторы устраняются на стадии доработки документа.

На 2 этапе проекты нормативных правовых актов Ульяновской области проводит Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области.

В соответствии со статьёй 8.1 Закона Ульяновской области от 05.06.2007 № 77-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» Уполномоченный по противодействию коррупции проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Ульяновской области по вопросам, касающимся:

1) размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ульяновской области;

2) управления и распоряжения объектами государственной собственности Ульяновской области, в том числе аренды, ссуды и приватизации этих объектов;

3) распоряжения водными, лесными, земельными, биологическими ресурсами, а также ресурсами, содержащимися в недрах;

4) государственного регулирования медицинской деятельности;

5) образования и социального обеспечения граждан;

6) установления льгот, выделения субсидий, предоставления преференций и иной поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям;

7) регулирования контрольных, надзорных, лицензионных и регистрационных полномочий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области во взаимоотношениях с гражданами и организациями.

В 1 полугодии 2010 года было издано 333 нормативных правовых акта Ульяновской области, в том числе 49 постановлений Губернатора Ульяновской области, 200 постановлений Правительства Ульяновской области, 84 закона Ульяновской области.

Из этого числа нормативных правовых актов Ульяновской области обязательную антикоррупционную экспертизу прошли 290 проектов нормативных правовых акта или 88,3 процента от всех разработанных.

Из прошедших антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов в 90 проектах нормативных правовых актов (31 процент) были выявлены коррупциогенные факторы, которые были устранены на стадии доработки документов. Общее количество проведённых антикоррупционных экспертиз, включая доработанные документы, составило 390.

По сравнению со 2 полугодием 2009 года, в котором было проведено 288 экспертиз, прирост числа проведённых Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области антикоррупционных экспертиз составил 102 экспертизы, или 35 процентов.

Из прошедших антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов в 91 проектах нормативных правовых актов (31 процент) были выявлены коррупциогенные факторы.

Все выявленные коррупционенные факторы отражались в экспертных заключениях Уполномоченного по противодействию коррупции и были устранены на стадии доработки проектов нормативных правовых актов.

Что касается общего количества проведённых антикоррупционных экспертиз за время работы Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, то с 1 июня 2009 года по 1 июля 2010 года Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и его аппаратом проведены экспертизы 681 проекта нормативных правовых актов и 5 действующих нормативных правовых актов.

Также были проведены экспертиза проекта приказа Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии и экспертиза проекта порядка организации взаимодействия между Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области, ООО «Ульяновскрегионгаз» и ООО «Ульяновскоблгаз», постановления мэра г. Ульяновска, действующих постановлений Правительства Ульяновской области и Законов Ульяновской области.

Распределение представленных на антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов по исполнительным органам государственной власти Ульяновской области за период с 1 июня 2009 года по 30 июня 2010 года представлено в таблице ниже.


Разработчик нормативных актов (проектов нормативных актов)

Общее количество поступивших на антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов

Количество нормативных правовых актов, содержавших коррупциогенные факторы

Доля проектов НПА, содержавших коррупциогенные факторы, в общем количестве НПА*

Аппарат Губернатора и Правительства

76

22

28,95

Министерство образования

70

17

24,29

Министерство финансов

35

0

0

Министерство строительства

74

15

20,27

Министерство промышленности и транспорта

51

15

29,41

Министерство экономики

41

9

21,95

Министерство сельского хозяйства

37

15

40,54

Министерство здравоохранения

24

3

12,5

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии

12

1

8,33

Секретарь Совета безопасности при Губернаторе области

13

4

30,77

Департамент государственного имущества и земельных отношений

95

15

15,79

Департамент массовых коммуникаций

9

1

11,11

Департамент социальной защиты населения

59

10

16,95

Департамент труда и занятости населения

33

8

24,24

Департамент культуры и архивного дела

14

4

28,57

Департамент ветеринарии

9

3

33,33

Управление по обеспечению деятельности мировых судей

2

0

-

Государственная жилищная инспекция

1

0

-

Гостехнадзор

1

0

-

Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды

2

1

-

Комитет по надзору и контролю в сфере образования

1

0

-

Комитет по культурному наследию

8

2

25

Уполномоченный по правам ребёнка при Губернаторе Ульяновской области

1

1

-

Законодательное Собрание области

4

1

-

Территориальный Фонд ОМС

12

2

16,67

ОАУ «Ульяновскгосэкспертиза»

2

1

-

Итого:

686

150

21,87

*Для исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, от которых поступило на антикоррупционную экспертизу менее 5 документов, доля нормативных правовых актов с содержанием коррупциогенных факторов не рассчитывается в связи с большой вероятностью статистической ошибки.

 

Проекты нормативных правовых актов, в которых в ходе антикоррупционных экспертиз были выявлены коррупционные факторы, направлялись для доработки органу власти - разработчику документа. Все без исключения выявленные Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области коррупциогенные факторы были устранены из текстов проектов нормативных правовых актов Ульяновской области. Требование об устранении разработчиками проектов нормативных правовых актов выявленных Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области коррупциогенных факторах закреплено в Порядке проведения антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов, утверждённом постановлением Губернатора Ульяновской области от 23 апреля 2009 г. № 31.

Следует отметить, что многие выявленные коррупционные факторы не носят направленного коррупционного характера. Наличие таких факторов в текстах проектов нормативных правовых актов на стадии их разработки обусловлено сложностью регулируемой сферы, противоречиями и пробелами федерального законодательства, новизной самой практики антикоррупционных экспертиз, имеющих значительные отличия от юридических экспертиз.

В случае, если по итогам антикоррупционных экспертиз в проектах нормативных правовых актов выявлены коррупционные факторы, на данный документ составляется экспертная оценка последствий принятия данного акта, включающая характеристику социальных, политических, экономических потерь в случае реализации выявленных факторов.

Общая сумма финансовых средств, регулировать которые предполагалось проектами нормативных правовых актов Ульяновской области, содержавших коррупциогенные факторы, оценивается в 1,4 млрд. рублей.

Анализ выявленных коррупциогенных норм позволяет сделать вывод о том, что около трети выявленных коррупциогенных факторов в той или иной степени создавали возможности для прямых взяток сотрудникам органов государственной власти Ульяновской области. Другая треть выявленных коррупциогенных факторов вела к дискредитации государственной власти и принимаемых ей решений и прямым образом отражалась на авторитете Губернатора и Ульяновской области в целом. Ещё треть проектов нормативных правовых актов с выявленными коррупциогенными факторами могли бы привести к неэффективному использованию средств областного бюджета Ульяновской области.

Анализ итогов антикоррупционной экспертизы показал, что в первом квартале 2010 года доля нормативных правовых актов с содержанием коррупциогенных факторов составляла 26,2 %. Во втором квартале 2010 года доля проектов нормативных правовых актов с содержанием коррупциогенных факторов снизилась на 5,6 процента и составила 20,6 процентов.

Снижение доли проектов нормативных правовых актов с содержанием коррупциогенных факторов во второй половине 2010 года можно объяснить результатами проведённого 1 и 4 марта 2010 года семинара-тренинга «Формирование навыков применения методики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области» с участием профессора, доктора философских наук, президента исследовательского фонда «Институт модернизации государственного и муниципального управления» (г. Москва) В.Н. Южакова и кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника Института государства и права РАН Э.В. Талапиной.

В семинаре-тренинге приняли участие юристы всех исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и юристы органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, ответственные за проведение антикоррупционных экспертиз.

Следует отметить, что тексты и положительных, и отрицательных экспертных заключений по итогам антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, проведённых Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области, размещены на официальном сайте Уполномоченного (http://anticorrupt-ul.ru) в разделе «Антикоррупционная экспертиза». Данная практика является уникальной для России, что было отмечено участниками «круглого стола» по развитию институтов гражданского общества, состоявшегося в марте 2010 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и их проекты проходят экспертизу в ходе правовой экспертизы в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Все проводимые в Ульяновской области антикоррупционные экспертизы осуществляются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».


III. Участие в нормотворческой деятельности

1. Разработка проекта изменений Закона Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области»

В целях повышения качества проведения антикоррупционных экспертиз Уполномоченным по противодействию коррупции были разработаны предложения по изменению Закона Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области».

Разработанный проект закона учитывает ряд критериев мониторинга антикоррупционной деятельности субъектов РФ, проводимого автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», направленных на повышение прозрачности деятельности региональных органов государственной власти.

Планируемыми изменениями уточняется порядок организации и проведения антикоррупционных экспертиз Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области, порядок и сроки взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти Ульяновской области и их должностными лицами, являющимися разработчиками проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, а также устраняется неопределённость в проведении антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области.

Проектом закона предполагается распространить требование о проведении Уполномоченным антикоррупционных экспертиз всех без исключения проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, поскольку в соответствии с действующей редакцией закона обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, регулирующих лишь несколько сфер с потенциально высокой степенью коррупционных рисков.

Для повышения информационной прозрачности работы органов государственной власти Ульяновской области законопроектом предполагается ввести норму об обязательном опубликовании подготавливаемого Правительством Ульяновской области сводного отчёта о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Ульяновской области и текстов антикоррупционных экспертиз, проведённых Уполномоченным.

В целях привлечения представителей институтов гражданского общества к реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области проектом закона предполагается предоставить Уполномоченному право создавать совещательные экспертные органы.


2. Разработка областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области в 2008-2012 годах»

Во исполнение подпункта «г» пункта 4 Указа Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» о своевременном внесении изменений в планы по противодействию коррупции, в настоящее время Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области завершена разработка проекта изменений областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2008-2010 годы». Среди основных изменений, вносимых в программу, следует особо отметить следующие:

  • пролонгацию срока действия программы до 2012 года;
  • коренную переработку перечня мероприятий программы в соответствии с направлениями антикоррупционной работы, определёнными новой редакцией Национального плана по противодействию коррупции;
  • повышение структурной чёткости и комплексности мероприятий;
  • активное привлечение к реализации областной целевой программы институтов гражданского общества.

В настоящее время в рамках акции «Борьба с коррупцией - дело каждого!» проводится сбор предложений и замечаний общественности и институтов гражданского общества по доработке программы.

Утверждение программы планируется на заседании Правительства Ульяновской области 26 августа 2010 года.

Вопрос о рассмотрении данной программы уже внесён в повестку заседания Правительства области.


IV. Развитие информационной составляющей реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области

1. Интервью, пресс-конференции.

В течение полугодия Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области была дана серия интервью областным и всероссийским средствам массовой информации по ряду вопросов: о введении элементов антикоррупционного воспитания в школах, об итогах работы за год, о проведении конкурса «СМИ против коррупции», о проведении в Ульяновской области акции «Борьба с коррупцией - дело каждого!».


2. Конкурс «Борьба с коррупцией - дело каждого!»

Уполномоченным по противодействию коррупции совместно с Департаментом массовых коммуникаций объявлен конкурс средств массовой информации «Борьба с коррупцией - дело каждого!». Конкурс проводится в рамках всероссийской акции, к которой присоединилась Ульяновская область. Акция объявлена Межрегиональной общественной организацией «Комитет по борьбе с коррупцией».

Среди главных задач конкурса - активизация работы СМИ в направлении формирования нетерпимого к коррупционным проявлениям общественного мнения, освещение деятельности субъектов антикоррупционной политики, в том числе, институтов гражданского общества, привлечение СМИ к пропаганде правового воспитания и просвещения.

Отдельной задачей конкурса является вовлечение в антикоррупционную работу жителей региона. Участниками Конкурса могут быть журналисты (авторы работ) и творческие коллективы (редакции газет, телекомпании, радиостанции, информационные агентства).

Итоги конкурса планируется подвести 9 декабря 2010 года в Международный день борьбы с коррупцией.


3. Работа антикоррупционной «горячей линии».

При Уполномоченном по противодействию коррупции в Ульяновской области с 1 января 2010 года функционирует антикоррупционная «горячая линия», работающая в ежедневном режиме.

За первое полугодие 2010 г. на антикоррупционную «горячую линию» поступило 73 обращения граждан и юридических лиц о возможных фактах коррупции, в т.ч. 63 обращения физических лиц и 10 обращений юридических лиц. Из них 28 обращений являются письменными и 45 - устными. Из 28 письменных обращений 5 поступило на сайт Уполномоченного по противодействию коррупции. Из 45 устных обращений 9 обращений были приняты в ходе личного приёма, 36 обращений поступило по телефонной антикоррупционной «горячей линии».

Основное количество обращений являлось жалобами на действия или бездействия сотрудников государственных и муниципальных органов власти (27 обращений, в т.ч. 11 жалоб на действия или бездействия сотрудников правоохранительных органов), заявлениями о коррупции в управляющих компаниях жилищно-коммунального хозяйства (7 обращений), а также обращениями о незаконных по мнению заявителей решениях суда (5 обращений).

Из поступивших во втором полугодии 2010 г. 73 обращений 71 обращение рассмотрено; 2 обращения находятся в работе. 35 обращений были рассмотрены аппаратом Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области без обращений в другие органы и организации (в т.ч. содержащиеся в 11 обращениях проблемы устранены и решены; по 24 обращениям даны разъяснения и рекомендации). 36 обращений направлены в иные государственные и муниципальные органы власти для рассмотрения и принятия мер в рамках компетенции (в т.ч. 18 обращений направлены в правоохранительные органы; по 7 обращениям указываемые заявителями проблемы устранены).

 

4. Работа интернет-сайта (открыт с 27.12.2009)

С целью повышения информирования граждан и организаций о деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции был создан сайт в сети Интернет (http://anticorrupt-ul.ru). К настоящему времени на сайте размещены результаты проведённых антикоррупционной экспертиз, методические материалы, текущая информация антикоррупционной направленности, учебные пособия по внедрению элементов антикоррупционного воспитания в образовательный процесс и другое.

В мае и июне 2010 года ежемесячная посещаемость сайта согласно официальной статистике достигла 3000 посещений или около 100 посещений ежедневно.


5. Создание областного антикоррупционного центра

Для объединения усилий институтов гражданского общества после соответствующих изменений Закона Ульяновской области от 05.06.2007 № 77-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» планируется создать областной антикорррупционный общественный центр при Уполномоченном по противодействию коррупции в Ульяновской области. Центр объединит ресурсы организаций, занимающихся вопросами реализации антикоррупционной политики, правового воспитания, профилактики антисоциального поведения.


6. Взаимодействие с организациями, занимающимися вопросами противодействия коррупции

С целью позиционирования Ульяновской области как региона, принимающего активные меры по противодействию коррупции, а также в целях обмена информацией были установлены контакты с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, Межрегиональной общественной организацией «Комитет по борьбе с коррупцией», исследовательским фондом «Институт модернизации государственного и муниципального управления» (г. Москва), редакцией общероссийского журнала «Антикоррупционер» и другими организациями и структурами, активно занимающимися вопросами противодействия коррупции. Информация о работе Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области и предложение сотрудничества направлены также в Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» (Е.А. Панфилова) и в ряд других структур.

В мае 2010 года были совершены выезды в Самарскую область и Республику Татарстан, в ходе которых проведены встречи со специалистами, курирующими вопросы противодействия коррупции в органах исполнительной власти.

По итогам выездов следует констатировать, что Ульяновская область по многим показателям опережает данные регионы по степени организованности антикоррупционной работы.

 

7. Организация взаимодействия со средствами массовой информации

В целях привлечения внимания общественности и органов власти к проблеме противодействия коррупции на всех уровнях Уполномоченный по противодействию коррупции в 1 полугодии 2010 года провёл серию встреч с редакторами областных и муниципальных печатных средств массовой информации. Основной целью встреч стало разъяснение способов и форм участия СМИ в реализации антикоррупционной политике в Ульяновской области в соответствии с законодательством на местном уровне. В числе рекомендованных Уполномоченным по противодействию коррупции мер стало предложение об увеличении количества и повышении качества публикаций на тему коррупции, профилактики коррупции и противодействия коррупции.

Результаты мониторинга опубликованных в 1 полугодии 2010 года в областных и муниципальных средствах массовой информации представлены ниже.

Во 2 полугодии 2009 года в областных печатных СМИ было размещено 83 публикации, в муниципальных СМИ - 19 публикаций.

В 1 полугодии 2010 года количество публикаций антикоррупционной направленности в областных СМИ выросло до 105 публикаций, в муниципальных СМИ - до 87 публикаций.

Рост количества публикаций в 1 полугодии 2010 года по сравнению с количеством публикаций во 2 полугодии 2009 года составил:

  • для региональных СМИ - 26,5 процентов;
  • для муниципальных СМИ - 458 процентов.

Следует отметить, что кроме количественного роста публикаций выросло и качество публикаций. Стало публиковаться больше статей аналитического характера, результатов социологических опросов, интервью с гражданами и должностными лицами, занимающимися профилактикой и противодействием коррупции.


V. Подготовка аналитических материалов

В рамках анализа правоприменительной практики по противодействию коррупции в Ульяновской области Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области был проведён детальный анализ федеральных законов «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В данных нормативных правовых актах были выявлены нормативные коллизии и противоречия, связанные с порядком организации антикоррупционной экспертизы в ходе проведения правовой экспертизы, а также в порядке аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов.

В частности, Уполномоченным по противодействию коррупции была выявлена проблема, связанная со сложностью процедуры регистрации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение независимой антикоррупционной экспертизы

Статьёй 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлена возможность проведения институтами гражданского общества, гражданами независимой антикоррупционной экспертизы. Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, и приказом Минюста РФ от 31 марта 2009 г. N 92 «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность» определено, что независимую антикоррупционную экспертизу проводят юридические и физические лица. Следует отметить, что в этих документах категория независимых экспертов определяется по-разному: в федеральном законе используется понятие «институты гражданского общества и граждане», а в постановлении Правительства РФ и в Порядке Минюста рассматривается понятие «юридические и физические лица».

Следует отметить, что само понятие «институты гражданского общества» не имеет чёткого определения в законодательстве. В связи с этим возникает противоречие в определении категории лиц, имеющих право стать независимым экспертом. К примеру, одним из элементов гражданского общества являются общественные объединения, которые в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Следовательно, общественное объединение, являясь институтом гражданского общества и функционирующее без образования юридического лица, фактически лишается права стать независимым экспертом, несмотря на то, что статьёй 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» такая возможность ему предоставлена.

Использование в Федеральном законе понятия «институты гражданского общества» рассматривается как юридико-лингвистическая неопределённость, по факту приводящая к возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций, что, согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, расценивается как два коррупциогенных фактора.

Кроме того, сам подход к проведению независимых антикоррупционных экспертиз через механизм аккредитации может быть истолкован как ещё один коррупциогенный фактор - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, поскольку право граждан на рассмотрение его обращения уже установлено Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Тем более, что никаких дополнительных прав процедура аккредитации для физических лиц, её получивших, не даёт. Экспертное заключение, подготовленное независимым экспертом, носит рекомендательный характер и учитывается или не учитывается органом-разработчиком нормативного акта по своему усмотрению. Обязательность и 30-дневный срок рассмотрения экспертного заключения по результатам антикоррупционной экспертизы, как любого другого письменного обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, также дублирует требования, установленные статьями 9 и 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

К тому же, действующий в настоящее время порядок аккредитации не носит явного уведомительного характера: в соответствии с пунктом 4 Положения об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, утверждённого приказом Минюста РФ от 31 марта 2009 г. N 92, для получения аккредитации физическими лицами обязательно представление в Минюст РФ копии трудовой книжки, что само по себе предполагает оценку специалистами этого органа государственной власти трудового стажа лица, пожелавшего стать независимым экспертом. Данное требование является завышенным, поскольку в вышеназванном приказе Минюста не определены критерии отказа в получении аккредитации а постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195, пункт 6 которого устанавливал требования к независимым экспертам, признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96. Следовательно, невозможно установить, на основании каких критериев делается вывод о соответствии или несоответствии физического лица требованиям, предъявляемым к независимому эксперту. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что решение об аккредитации или об её отказе принимают сотрудники федерального органа государственной власти, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов может быть расценено как другой коррупциогенный фактор - широта дискреционных полномочий, то есть, отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) .

Одним из принципов противодействия коррупции, установленным Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции, является сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Следовательно, необходимо создать условия для максимального вовлечения названных категорий лиц в процесс антикоррупционной экспертизы.

Представляется, что для увеличения числа независимых экспертов необходимо изменить порядок аккредитации, сделав её носящей уведомительный характер на добровольной основе, с возможностью уведомления через региональные управления Министерства юстиции РФ.

Всё это подтверждается и тем фактом, что число независимых экспертов в России спустя почти год с начала аккредитации по-прежнему невелико и составляет чуть более 700 человек по всей России. В Ульяновской области правом получить аккредитацию до настоящего времени воспользовались лишь пять физических лиц и одно юридическое, что также косвенно подтверждает сложность установленной процедуры аккредитации. К тому же анализ работы некоторых независимых экспертов позволяет сделать вывод о том, что они, даже получив аккредитацию, проводят независимые экспертизы чрезвычайно редко и получают аккредитацию в целях карьерного роста.

Следует также отметить, что действующее Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, утверждённое Приказом Минюста РФ от 31 марта 2009 г. № 92, содержит ряд правовых пробелов и противоречий с действующим законодательством. Например, неясна процедура выявления независимых экспертов, не проводивших экспертизу в течение двух лет, поскольку само свидетельство выдаётся на срок в 5 лет. Также отсутствует порядок разрешения ситуации, когда независимый эксперт переходит на работу в государственный орган и, например, сам становится разработчиком нормативных правовых актов. В этом случае неясно, теряет ли он право на проведение независимой экспертизы вообще или только на проведение независимой экспертизы тех актов, в разработке которых принимал участие. К тому же, в тексте положения об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность присутствует ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 195, которое было признано утратившим силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Всё это подтверждает необходимость коренной переработки порядка получения институтами гражданского общества и гражданами статуса независимого эксперта в направлении упрощения её проведения.

Информация о выявленных проблемах была направлена в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области и включена в текст итогового заключения по итогам проведения анализа правоприменительной практики для дальнейшего обобщения Министерством юстиции Российской Федерации.

 

VI. Взаимодействие с институтами гражданского общества

В целях привлечения институтов гражданского общества и граждан к реализации антикоррупционной политики при Уполномоченном по противодействию коррупции была сформирована экспертная группа для участия в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов. В состав данной группы включены представители общественной правозащитной организации «Правовой фонд», Адвокатской палаты Ульяновской области, ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Опора России».

Во исполнение положений федерального законодательства о привлечении институтов гражданского общества, других органов к реализации антикоррупционной политики были заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве со следующими организациями:

  • Счётной палатой Ульяновской области;
  • Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области;
  • Общественной палатой Ульяновской области;
  • Ульяновской торгово-промышленной палатой;
  • Ульяновским региональным отделением «Ассоциации юристов России»;
  • Ульяновским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Опора России»;
  • общественной организацией «Правовой фонд»;
  • обществом с ограниченной ответственностью «РК «АлмазГрупп».


VII. Антикоррупционное воспитание в Ульяновской области

Как элемент организационной структуры противодействия противодействия коррупции система общего, средне-специального и высшего образования и средства массовой информации вошли в антикоррупционную политику через воспитание негативного отношения к коррупции и правовое просвещение.

Опубликованные в феврале 2010 года учебные пособия по противодействию коррупции и методические рекомендации по использованию элементов антикоррупционного воспитания в образовательных учреждениях были направлены во все средние, профессиональные и высшие учебные заведения Ульяновской области.

В связи с этим основной задачей по данному направлению станет отработка и контроль практики использования учебных пособий на уроках истории, обществознания, права с учителями и руководителями районных отделов образования. В городах и районах области уже ведётся работа по внедрению с 1 сентября 2010 года элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы средних школ и профессиональных училищ.

В плане работы на этот год внедрение элементов антикоррупционного образования в средне-специальные и высшие учебные заведения через подписание соглашений с ВУЗами и техникумами о взаимодействии в антикоррупционной работе.

Надо отметить, что издание в области учебно-методического комплекта и внедрение элементов антикоррупционного образования в учебную программу организована в России тоже в числе первых; и на прошедшем городском семинаре педагогов обществоведческих дисциплин с этим опытом ознакомились учителя соседних регионов.

Обновлённым Национальным планом противодействия коррупции, утвержённым Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» Министерству образования и науки Российской Федерации поручено совместно с Министерством иностранных дел изучить опыт иностранных государств по реализации антикоррупционных образовательных программ и до 1 октября 2010 года представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции соответствующий доклад.

В связи с этим учебно-методический комплекс, изданный в Ульяновской области, был направлен Министру образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.


Главное задачей в 2010 году в Ульяновской области остаётся создание дополнительных организационных условий для устранения причин возникновения коррупции, то есть реализация основной цели антикоррупционной политики, определённой Национальным планом противодействия коррупции в Российской Федерации.


Уполномоченный по противодействию
коррупции в Ульяновской области А.Ф. Павлов

    Главные новости

    16.10.2018
    В Ульяновской области стартует отбор антикоррупционных проектов, разработанных некоммерческими организациями для предоставления грантов в целях их финансового обеспечения и поддержки

    16.10.2018
    Жителям Ульяновской области предлагают разработать проекты, направленные на профилактику коррупции, реализация которых будет поддержана за счет средств регионального бюджета

    16.10.2018
    Объявление для социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в проведении на территории Ульяновской области единой государственной политики в области противодействия коррупции о начале отбора лучших антикоррупционных проектов для предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях их финансового обеспечения и поддержки

    16.10.2018
    Информация о проведении конкурсного отбора разработанных гражданами проектов, направленных на профилактику коррупции в Ульяновской области

    15.10.2018
    Информация о работе Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области

    ...все новости →

     

    Новости и события

    21.11.2016
    В Ульяновской области будет активизирована деятельность молодежных антикоррупционных формирований!

    21.11.2016
    Выявляются коррупционные зоны, а виновные привлекаются к ответственности. В Ульяновской области подведены итоги антикоррупционной работы за 9 месяцев 2016 года

    18.11.2016
    В Ульяновской области обновили Анимированную антикоррупционную карту

    ...все новости →