ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Что, по Вашему мнению, является препятствием для развития бизнеса в Ульяновской области?

Доклад Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области на заседании координационного Совета по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области 28 февраля 2011 года


Итоги 2010 года и задачи по повышению эффективности антикоррупционной работы Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области на 2011 год

 

Уважаемый Сергей Иванович, уважаемые члены координационного Совета, благодарю Вас за предоставленную мне возможность проинформировать Вас об итогах работы в 2010 году по исполнению функций, определённых мне Законом Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области».

Координация взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных антикоррупционных формирований осуществлялась в прошлом году через созданную единую областную организационную структуру противодействия коррупции. Деятельность этой структуры постоянно поддерживалась, контролировалась и оценивалась системой мониторинга, основанной на созданных нами и пока единственных в России показателях эффективности работы всех её элементов. Система эта была утверждена членами координационного Совета в конце декабря 2009 года.

Позвольте представить Вам обобщённые итоги мониторинга работы элементов организационной антикоррупционной структуры за 2010 год по муниципальным образованиям и исполнительным органам государственной власти. Детализированные итоги мониторинга имеются у Вас на столе.

В минувшем году одним из основных вопросов, ставших центром нашей антикоррупционной работы, было повышение качества нормативно-правовой базы через проведение антикоррупционной экспертизы. Надо отметить, что в январе прошлого года эту экспертизу, кроме Уполномоченного, мало кто проводил из органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поэтому первым нашим шагом в этой работе стал антикоррупционный всеобуч для юристов. Совместно с Государственно-правовым департаментом в марте прошлого года был организован двухдневный семинар-тренинг, в котором проучились и получили сертификаты юристы, ответственные за антикоррупционную экспертизу. Семинар провели люди, стоявшие у истоков федерального антикоррупционного законодательства - доктор наук Владимир Южаков и член Российской Академии наук Эльвира Талапина. Используя их методику мы провели еще 6 таких «кустовых» семинаров собственными силами.

Другим шагом стало введение системы регулярных проверок муниципальной нормативной базы, проводимой экспертами аппарата Уполномоченного по противодействию коррупции, которые в прошлом году выезжали на целый день, изучали принятые муниципальные нормативные акты и давали рекомендации по устранению найденных коррупциогенных факторов.

Таким образом, если к концу I полугодия прошлого года в исполнительных органах государственной власти собственной антикоррупционной экспертизе подвергались 62 % собственных нормативных правовых актов, то к концу года он вырос до 85 %. Соответственно в органах местного самоуправления он поднялся с 57,5 % до 78,3 %.

12 муниципальных образований сумели в течение прошлого года провести антикоррупционную экспертизу всех подготовленных нормативных актов, в четырёх уровень экспертизы составил 90 и более процентов, в четырёх - от 90 до 50 процентов (это Новоульяновск, Карсунский, Кузоватовский и Павловский районы), и лишь в Вешкаймском, Майнском, Инзенском, Старокулаткинском районах - менее 50 процентов. Всего же за год через экспертизу в органах местного самоуправления прошло 3196 проектов нормативных актов муниципальных районов и городских округов из 4082 подготовленных.

Значительно хуже обстоит ситуация с экспертизой нормативных актов сельских и городских поселений муниципальных районов. Доля нормативных актов поселений, прошедших экспертизу, составляла к концу 1 полугодия 2010 года лишь 12,7 %. Общими усилиями этот процент к концу года удалось увеличить более чем в два раза - до 30,1 %. Мы обсуждали эту проблему на областном расширенном Совете по противодействию коррупции по итогам первого полугодия ещё задолго до антикоррупционного Совета при Президенте, и тогда, Сергей Иванович, Вы нас поддержали, выделив дополнительно на эти цели на каждое муниципальное образование по одной ставке юриста. Вакансии эти сейчас заполняются и используются по прямому назначению. Перед нами стоит задача по итогам I полугодия этого года выйти на уровень 60-65% по экспертизам нормативных и ненормативных актов поселений и к концу года освоить весь объём экспертизы НПА муниципальных районов, городских округов и особенно поселений и постепенно переходить к освоению в полном объёме их ненормативных актов.

Что касается антикоррупционной экспертизы, проводимой Уполномоченным по противодействию коррупции, то через неё за прошлый год прошло 743 проекта нормативных правовых актов Ульяновской области, подготовленных исполнительными и законодательным органами нашего региона. Из этого количества актов в 175 проектах или в 23,5 % были выявлены коррупциогенные факторы. Эти документы регулировали финансовые потоки в размере 7,3 млрд. рублей. В числе проектов нормативных актов с выявленными коррупциогенными факторами 56 проектов по нашей оценке могли бы явным образом привести к финансовым потерям порядка 813 млн. рублей.

В числе таких документов - действующий закон Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...»; проект областного закона об организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси в Ульяновской области; проекты постановлений правительства области о выделении грантов начинающим предпринимателям на открытие собственного дела; об утверждении порядка предоставления субсидий предпринимателям на развитие центров ремёсел; о проведении отбора сельских поселений на получение субсидий для комплексной компактной застройки и благоустройства; об инновационно-производственном центре Ульяновской области; о порядке и условиях предоставления социальной выплаты на приобретение жилой площади государственным гражданским служащим Ульяновской области и длинный список других.

В октябре прошлого года с согласия Губернатора в областной закон о противодействии коррупции были внесены изменения, согласно которым нам определено теперь проводить не просто антикоррупционную экспертизу, а антикоррупционный анализ, то есть, не просто «чистить» документы от коррупциогенных факторов, а изучать возможности и варианты проявления коррупции в «обход» закона, а также предлагать способы её предупреждения.

Наши усилия по внедрению практики антикоррупционной экспертизы положительным образом сказались на качестве нормативной правовой базы. Об этом можно судить по статистическим данным выявленных коррупциогенных факторов органами прокуратуры. Так, по сравнению с 2009 годом в 2010 году почти на 10 % сократилось количество актов, в которых надзорными органами были выявлены коррупциогенные факторы, а также почти на 6 % сократилось количество выявленных коррупциогенных факторов.

Эта тенденция находит отражение и в экспертизе Уполномоченного по противодействию коррупции. В 2009 году из 232 нормативных правовых актов Ульяновской области, прошедших экспертизу, в 59 нами были выявлены коррупциогенные факторы, что составляет 25,4 %. Доля нормативных актов органов государственной власти с выявленными нами коррупциогенными факторами к концу 2010 года сократилась на 2 %, то есть, до 23,5 %.

Недавно прозвучала информация, что по итогам проведённого Министерством юстиции РФ анализа качества нормативных актов Ульяновская область заняла первое место в Приволжском федеральном округе как регион, в нормативной базе которого было выявлено наименьшее количество коррупциогенных факторов.

Достигнутые результаты - лишь начало работы. Резерв здесь таков: заполнение вакансий и сокращение «текучки» юристов, повышение их профессионализма. По нашему предложению на юридическом факультете УлГУ с нового учебного года будет создан не имеющий пока аналогов в России спецкурс по антикоррупционому законодательству и антикоррупционной экспертизе.

Со своей стороны, мы закупили оргтехнику и мебель для организации занятий студентов-дипломников в рамках производственной практики, вопрос сейчас стоит в выделении помещения для занятий.

В дальнейшей работе, связанной с антикоррупционной экспертизой нормативных актов, мы должны решить следующие задачи:

1) довести до 100 % экспертизу нормативных правовых актов муниципальных районов, городских округов и особенно поселений;

2) законодательно закрепить обязанность юристов по проведению анализа ненормативных документов на предмет содержания коррупциогенных факторов, способных привести и на практике действительно проводящих к проявлениям коррупции. Тогда появится более тесная связь между качеством проводимой антикоррупционной экспертизы и выявляемыми правоохранительными органами должностными преступлениями коррупционной направленности.

3) ввести правило публикации органами государственной власти и органами местного самоуправления на своих официальных сайтах подготавливаемых ими проектов нормативных правовых актов. Подобная практика может стать хорошим стимулом для участия гражданского общества в исключении коррупциогенных факторов из нормативно-правовой базы.

4) главы администраций муниципальных образований в ближайшее время должны завершить работу по укомплектованию юридических служб и с нашей помощью их обучить.

5) руководители исполнительных органов государственной власти по итогам работы за прошедший год принимают меры по укреплению юридических служб возглавляемых ими ведомств в рамках выделенных ассигнований на содержание аппарата и позаботиться о повышении квалификации своих работников, связанных с подготовкой проектов нормативных правовых актов.

6) внести изменения в Порядок проведения экспертизы НПА государственных и муниципальных органов власти, распространив требование о проведение антикоррупционной экспертизы на все без исключения правовые акты, а Уполномоченному включить эту работу в общую систему мониторинга с определением для неё показателя эффективности. В федеральном законе «Об антикоррупционой экспертизе» эта обязанность пока не прописана, но и не запрещена.

Безусловно, важной составляющей работы по противодействию коррупции является поддержка формирования и деятельности антикоррупционных общественных организаций, расширение формата участия институтов гражданского общества во всех антикоррупционных мероприятиях. На сегодняшний день Уполномоченный имеет подписанные соглашения и деловое сотрудничество с Общественной палатой, Ульяновским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Ульяновской торгово-промышленной палатой, Ульяновским региональным отделением Общероссийской организации «ОПОРА России», правозащитной благотворительной организацией «Правовой фонд». В январе 2011 года подписано соглашение с молодежным парламентом Ульяновской области. На территории области организованы и действуют 24 муниципальных общественных совета по профилактике коррупции, которые рассматриваются как элемент единой областной организационной структуры противодействия коррупции с распространением на неё системы рейтинговой оценки эффективности работы.

Проведённый мониторинг антикоррупционных общественных советов показал, что задача количественного накопления рассмотренных вопросов и позиционирование их как антикоррупционной структуры выполнена; появились первые практические результаты. Но формализм в этой работе ещё не преодолён. Главы администраций Николаевского, Новоспасского и Павловского районов продолжают возглавлять эти общественные формирования. Доля конструктивных решений Советов от общей суммы принятых решений в среднем не превышает 40 %. Есть такие решения, которые прямо дискредитируют этот общественный орган (пример: Павловский район). Там перенесли рынок на неподготовленную площадку - к нам поступило обращение по данному факту, в котором давалась его коррупционная оценка. Поручили проработать вопрос общественному антикоррупционному совету. Получаем ответ: нарушений нет, коррупции не выявлено, а рынок вернули на старую площадку. Запросили сведения в районной прокуратуре - оказывается, они выдавали предписание по факту выявленного нарушения, поскольку землю под торговую площадку отдали местным бизнесменам без проведения конкурса. Безусловно, во многом это идёт от отсутствия опыта, умения и, иногда, желания. Но их надо приобретать. Тем более, что уже есть с кого брать пример. В Мелекесском. Сегилеевском, Ульяновском, Цильнинском районах общественные Советы собираются ежемесячно, не только обсуждая наиболее насущные вопросы населения, связанные с коррупционными признаками, но и занимаясь рассмотрением обращений граждан о фактах коррупции. Перед нами стоит задача всё это активнее прививать и воспитывать.

С начала года у нас такая возможность появилась. Сергей Иванович, Вы поддержали наше предложение, усилив дополнительной ставкой это направление работы. Поэтому мы должны в текущем году качественно улучшить работу антикоррупционных общественных формирований, привить ей конструктивизм, ответственность, стремление брать на себя разрешение наболевших вопросов граждан. Для этого необходимо внести изменения в положения об этих органах, дав им право, возможность и умение решать эти вопросы, активно пользуясь Законом о защите прав потребителей, соглашениями о взаимодействии с региональными отделениями федеральных контролирующих органов и с региональными контролирующими организациями. По сути, этим будут достигнуты полномочия по организации контроля за жизненно важными для населения отраслями экономики, когда-то бывшие у органов народного контроля. Кроме этого, мы запланировали проведение в текущем году грантового конкурса на поддержку общественных объединений, работающих в сфере противодействия коррупции, и конкурса на лучший антикоррупционный общественный Совет муниципального образования. Использование этих возможностей, безусловно, повысит авторитет общественных антикоррупционных советов у населения. В этой связи я обращаюсь с предложением к членам Совета и руководителям территориальных органов федеральных силовых структур, подписавшим Соглашение с Губернатором о взаимодействии по противодействию и борьбе с коррупцией, принять личное участие и обеспечить участие своих заместителей в заседаниях антикоррупционных общественных Советов. Польза была бы обоюдная. А мы бы обеспечили координацию этой работы, предоставляя графики и планы работ заседаний Советов, помогая в организации их проведения и информировании в прессе о результатах этого участия.

Есть ещё одно предложение по реализации соглашения о взаимодействии, которым мы в своей работе безусловно пользуемся. Хотелось бы, чтобы по материалам, представляемым нами и имеющим факты, доказывающие коррупционные тенденции и возможности их использования должностными лицами, от территориальных органов федеральных силовых структур выносились бы в адрес этих должностных лиц предостережения. Уверен, для многих из них этого будет достаточно.

Как элемент публичного контроля выступают не только общественные организации, но и средства массовой информации. Более того, без их активного участия противодействие коррупции было бы пустой затеей.

На 2010 год для развития эффективности этого элемента антикоррупционной работы, куда мы включили и ведомственные интернет-сайты, ставилась задача увеличения числа публикаций антикоррупционной направленности с повышающими коэффициентами за творческий подход к этой теме. В реализации этой задачи мы прошли три стадии разубеждения журналистов, встречаясь с каждым отдельно и со всеми вместе раз в квартал:

      1. нехватка газетных площадей - площадей теперь достаточно;

      2. недостаточность материала - наконец поняли, что его много, было бы желание;

      3. последняя - угроза административного давления и физической расправы; но до сих пор никто не предъявил материала, способного подтвердить эту угрозу.

В итоге число тематических официальных публикаций в печатных СМИ муниципальных образований увеличилось с 18 во втором полугодии 2009 года до 231 в первом полугодии 2010 года и 505 за весь 2010 год. Но проведённый конкурс СМИ «Борьба с коррупцией - дело каждого» и мониторинг работы журналистских коллективов и пресс-секретарей исполнительных органов государственной власти показал, что большая часть публикаций носила информационный характер.

В течение 2010 года специалистами всех администраций и Советов депутатов муниципальных районов и городских округов Ульяновской области на официальных сайтах было подготовлено и размещено в общей сложности 124 тематических публикаций о проблеме коррупции, подготовлено 84 тематических репортажа на местных и региональных телеканалах и радиостанциях, 133 тематических публикаций об антикоррупционной работе в Ульяновской области в средствах массовой информации, учредителями которых не являются органы местного самоуправления, 12 раз антикоррупционная работа в Ульяновской области освещалась в федеральных газетах, на радио и телевидении.

На этот год мы ставим качественно новую задачу для работы со СМИ и ориентируем рейтинговую систему на поощрение повышения профессионального уровня публикаций, нацелив их на освещение вопросов, связанных с причинами и следствием коррупционных действий, отражением антикоррупционной работы органов государственной и муниципальной власти, антикоррупционных общественных организаций, других элементов организационной структуры противодействия коррупции, работы с обращениями граждан. И здесь важно не только стремление журналистов описать эту работу, но и в первую очередь - стремление руководителей органов государственной и муниципальной власти показать эту работу, обозначить прилюдно, что ими делается в этом направлении. Без этого ярлык коррупционера на чиновнике будет оставаться вечно.

Сегодня в области действуют более полусотни ведомственных и муниципальных телефонов доверия, ещё столько же сайтов доверия. Между тем количество поступивших за прошедший год в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований обращений по вопросам, связанным с коррупцией, близко к нулю. Причину эту можно объяснить тем, что информируя население о работе над их обращениями, мы спрятались за голую статистику, вместо того, чтобы ярко и понятно раскрыть эту работу. А суть этой работы, зачастую очень сложную и трудоёмкую, знает только автор обращения. Мы у себя вводим практику размещать на сайте характер работы над обращениями по наиболее острым и значимым для населения вопросам, не раскрывая имён заявителей. Понимаем, что вызываем огонь на себя, но если этого не делать, число обращений будет всё меньше и меньше, а это уже вопрос доверия населения к органу власти.

Перефразируя тезис Президента о комиссии по конфликту интересов и порядку его разрешения, можно сказать, что этот институт полезен, но существовал он зря. Во всяком случае, до тех пор, пока поправками к федеральным законам не определят желание граждан подавать в комиссии заявления до того, как этот конфликт выявит проверка. Материалы прошедших недавно парламентских слушаний в Государственной Думе, в которых мы приняли участие как авторы четвёртой части итогового документа, это красноречиво подтверждают.

Поэтому и ситуация на нашем областном областном поле по этому элементу выглядит так: во всех органах власти и органах местного самоуправления такие комиссии созданы, и общей их проблемой остаётся формализм. Характерен тот факт, что из 24 лишь в 11 администрациях муниципальных образований в течение 2010 года рассматривались ситуации конфликта интересов: в г. Новоульяновске, Барышском, Вешкаймском, Карсунском, Майнском, Мелекесском, Николаевском, Новомалыклинском, Павловском, Цильнинском и Чердаклинском районах. Но ни в одном из этих муниципальных образований рассмотрение конфликтов интересов не привело к временному или постоянному отстранению муниципальных служащих от выполнения своих должностных обязанностей. В некоторых муниципальных образованиях итогом заседания комиссий по урегулированию конфликтов интересов стало лишь привлечение муниципальных служащих к разным видам дисциплинарной ответственности: выговорам либо депремированию.

Ситуация с рассмотрением конфликтов интересов в органах государственной власти аналогичная. За 2010 год лишь в Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Департаменте занятости населения Ульяновской области, Комитете по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области были рассмотрены конфликты интересов. Но только в Минлесхозе рассмотрение конфликта интересов завершилось отстранением от занимаемой должности госслужащего, и то не без влияния правоохранительных органов в связи с возбуждённым уголовным делом. Поэтому задача и нам, и департаменту государственной и муниципальной службы Правительства области на этот год и до появления соответствующих изменений в законе заполнить вакуум в деятельности этих комиссий профилактической работой, в том числе и по исследованию зон коррупционного риска, отчётов должностных лиц по их устранению, обсуждением с персоналом государственных и муниципальных учреждений результатов этой работы и сравнением поданных год назад деклараций с новыми.

 

Я представил Вам анализ эффективности работы элементов организационной структуры противодействия коррупции, введённых нами для исследования по рейтинговой системе оценок в 2010 году. Мы не считаем, что используемый оценочный механизм безупречен, но практика его применения показала его эффективность в выявлении проблемных вопросов деятельности антикоррупционной организационной структуры, в разработке механизмов по их устранению и в появлении элемента соревновательности за позиционировании района или ведомства в рейтинговой системе. И по сути этот механизм сегодня регулирует и оценивает антикоррупционную деятельность органов власти, а обсуждение результатов его работы на антикоррупционном Совете с выработкой конкретных решений придаёт ему особый статус ответственности за их исполнение. Конечно, по мере накопления опыта практической работы по реализации антикоррупционной политики механизм этот нуждается в постоянном совершенствовании, и мы в ближайшее время примем меры по его обновлению; внесём изменения в числовые показатели рейтинговой системы, направив их на повышение заинтересованности руководителей элементов организационной структуры в переходе к качественно новому уровню в подходах к формированию и исполнению антикоррупционных мер; дополним систему рейтинговой оценки показателями, характеризующими исполнение мероприятий целевых антикоррупционных ведомственных и муниципальных программ и внедрение элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные школьные программы. Впоследствии рейтинговая система оценки должна вместе с оценочными показателями антикоррупционной работы территориальных органов федеральных силовых структур и результатами социологических опросов войти в единый комплексный рейтинговый показатель кооррупционности территории и эффективности работы органов власти региона.

Такую задачу мы себе ставим на этот год и приглашаем руководитетелй силовых структур, учёных и студентов - социологов и юристов наших вузов поучаствовать в её решении.

 

С этого учебного года, пройдя через бурные споры и обсуждения, на базе изданного учебно-методического комплекса, созданного нами совместно с Институтом повышения квалификации педагогов и работников образования, мы вместе с Министерством образования внедрили элементы антикоррупционного образования и воспитания в учебный процесс общеобразовательных школ.

С первой половины этого учебного года основы антикоррупционных знаний получают ученики 7-11 классов в каждом муниципальном образовании области. Были проведены заседания методических объединений учителей по учебным предметам «История», «Обществознание», «Право», «Экономика»; Министерством образования организована методическая поддержка педагогов. Есть примеры разработки авторских спецкурсов, сценарных планов воспитательных и общественно значимых мероприятий по теме противодействия коррупции. Особо в этой работе следует отметить муниципальные образования «город Ульяновск», «город Димитровград», «Чердаклинский район», «Барышский район», «Ульяновский район», «Мелекесский район», школу № 15 и Гуманитарный лицей г. Ульяновска, школу № 23 и Городскую гимназию г. Димитровграда. Нас приглашают принять участие в антикоррупционных мероприятиях воспитательного характера в школах Ульяновской области (лицей №40 Ульяновска, школа №15 Ульяновска, Городская гимназия Димитровграда), которые пройдут уже в марте.

Такая практика профилактической работы с учащимися общеобразовательных школ по нашим данным используется, и то в значительно урезанном виде, пока только в двух регионах - Ленинградской области и Республике Татарстан.

В соответствии с планом мероприятий областной целевой антикоррупционной программы на 2011-2012 учебный год запланировано распространение внедрения элементов антикоррупционного образования и воспитания в профессиональных училищах и подведомственных Министерству образования области средне-специальных учебных заведениях. Кроме этого, Министерство образования совместно с ИПК ПРО организует систему совершенствования методической подготовки преподавателей обществоведческих предметов по данной теме.

В прошедшем году большое внимание было уделено разработке целевых антикоррупционных программ - областной, муниципальных и ведомственных. В этих целях мы встречались с коллегами в Самарской области и Республике Татарстан, изучили аналогичные программы полутора десятков наиболее продвинутых регионов. Была поставлена задача: найти эффективные в практике применения меры по профилактике коррупции. Всё, что отобрали, и свои мысли, мы вложили в областную целевую программу на 2011-2012 годы и в методику для формирования муниципальных программ. В основу было заложено стремление к достижению конкретного результата, в том числе и в направлении использования бюджетных ресурсов. Решение этой проблемы было сформировано в требовании к руководителям исполнительных органов государственной и муниципальной власти сформировать раздел по поиску и устранению зон повышенного коррупционного риска. Суть этого раздела с одной стороны заключается в практической работе по исключению и предупреждению использовать возможные коррупционные соблазны в управленческой деятельности, с другой - в определении степени желания и участия чиновников в антикоррупционной работе. Начали мы эту работу с себя, определив из практики антикоррупционного анализа зоной наивысшего коррупционного риска формирование и исполнение областных целевых программ.

Первой из коррупционных программ была программа по строительству ОГУП «Имущество» совместно с тольяттинской фирмой суперсовременного центра по ремонту автомобилей, результатом которой в конечном счёте стало элементарное желание за бесценок прибрать к рукам землю и от сделки купли-продажи получить более 17 млн. рублей. Сделка была приостановлена.

Далее была целевая программа по модернизации тепловых источников. До сих пор эта концепция модернизации вызывает у специалистов недоумение, а у нас - изумление от той наглости, с которой приобретались котельные по лизинговой схеме по цене в 2 - 2,5 раза дороже через посредников, когда их можно было купить с отсрочкой платежа на заводе-изготовителе и по цене производителя. В результате области был нанесён ущерб порядка 150 млн. рублей. Причём договор был составлен так, что его невозможно было расторгнуть без потери котельных и уже перечисленных платежей.

Вслед за этим была предпринята попытка реализовать газовые трубы муниципальных образований на сумму около 300 млн. рублей без конкурсных процедур, через создание коммерческой организации, которая по закону и не могла этим заниматься. А цель в программе была продекларирована благая - «Эффективное использование газового хозяйства области». Хотя уставной капитал этой фирмы был чуть более 100 тыс. рублей, а на эти деньги эффективного использования газовых труб выполнить невозможно. Сегодня на соответствующей министерской должности работает другой человек.

Затем была целевая областная программа «Школьные окна» на миллиард рублей с превышением стоимости в 1,5 - 2 раза. Поставка каждого школьного окна должна обойтись в 26 тысяч рублей, и это - при оптовой поставке! Проект отклонён.

Летом прошлого года мы изучали поступивший нам на экспертизу проект изменений в областную программу развития информатизации. Так вот, одним из мероприятий этой программы планировалось выделить 350 тысяч рублей на одну лишь разработку медиа-плана по освещению работы одного многофункционального центра и подготовку пресс-пакетов о его работе для СМИ. Поясню, речь не шла о самом освещении, а о разработке простого плана, включавшего информацию о том, где, как и когда размещать те или иные интервью, рекламные ролики и т. п. Недавно завершён анализ и отправлена на доработку разработчику целевая программа с заявленной стоимостью около 300 млн. рублей и освоения всей этой суммы в этом году. Ни одна из этих программ не имела сколь нибудь серьёзного технико-экономического обоснования, экспертной оценки финансовых затрат и концепции. Результатом этого анализа стало предложение Губернатору по изменению методики оценки необходимости принятия программ с привлечением независимых экспертов. Предложения эти оформлены сегодня в проект постановления Правительства по разработке целевых программ.


Уважаемый Сергей Иванович, в конце прошлого года по результатам нашей с Вами договорённости мы начали работу по устранению зон коррупционного риска при организации размещения госзаказов (94-й Федеральный закон). По этой теме нами было инициировано проведение совещания у заместителя Председателя Правительства по экономическому блоку Т.А. Дейкун, где были рассмотрены наши предложения, выработанные с участием специалистов УлГУ, по сокращению зон коррупционного риска в технологии организации госзакупок. Они заключались в определении чёткой ответственности каждого должностного лица, задействованного в этой технологической цепочке, в жёсткой регламентации всех процедур, связанных с организацией госзакупок на каждом этапе, и в описании методики образования начальной цены контракта. Окончательное формирование проекта, предложений, было приостановлено в связи с появлением 12 января этого года Плана Правительства Российской Федерации, предусматривающего начиная с I квартала решение вопросов, во многом согласующихся с нашей концепцией.

Хотелось бы обратить внимание членов Совета ещё на одну зону коррупционного риска: это деятельность областных автономных учреждений, которым федеральным законом разрешено проведение закупок на бесконкурсной основе. Учредители этих учреждений - исполнительные органы государственной власти - сегодня могут передавать в уставной капитал учреждённых ими областных автономных учреждений на реализацию своих целей в обход конкурсных процедур любые суммы, определённые областным бюджетом. Поэтому предлагаю поручить руководителям областных автономных учреждений рассмотреть на заседаниях советов учредителей и принять решение о закупке продукции, услуг и работ, превышающих стоимость 100 тыс. рублей, только через аукционы в электронной форме, так как закон не запрещает этого делать. Тем более Планом Правительства Российской Федерации по разработке проектов нормативных правовых и ведомственных актов по вопросам планирования и размещения госзаказа предусмотрено изменение требований к порядку размещения заказов автономными учреждениями. ОГУП «Имущество», дабы избежать коррупционных рисков, пошло по этому пути, хотя у него тоже есть право бесконкурсных закупок.

На днях работа муниципальных образований и ведомств по формированию раздела «Зоны повышенного коррупционного риска и меры по их устранению» завершается. Остались Ульяновский и Кузоватовский районы, Министерство образования и, что непонятнее всего, г. Димитровград. Надо признаться, что и там, где она завершена, она далека от идеала, а порой просто формальна и наивна, несмотря на предложенную и обсуждённую с исполнителями не единожды методику. В Чердаклинской программе в этом разделе не нашлось даже места самой животрепещущей теме этого района: земельным и имущественным отношениям. В этой же программе в Димитровграде отсутствуют зоны коррупционного риска, связанные с осуществлением крупных инвестиционных проектов, которые, безусловно, должны быть в зоне повышенного внимания и сопровождаться принятием мер по укреплению состава юридических служб и повышением дисциплинарной ответственности их специалистов за правовую и антикоррупционную экспертизу, которую необходимо распространить на все без исключения правовые акты этих органов самоуправления. Со своей стороны мы введём специальный и усиленный режим контроля за проведением антикоррупционной экспертизы их специалистами.

Пока эти пробелы можно объяснить, потому что для всех это первые шаги, и я готов утверждать, что больше в российских регионах их никто не делал.

Безусловно, нам совместно с областной Счётной палатой, другими членами межведомственного Совета при Правительстве области по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, государственно-правовым департаментом и департаментом государственной и муниципальной службы Правительства, для того, чтобы эта работа шла с большим пониманием и желанием, надо активнее заниматься выработкой у должностных лиц инстинкта самосохранения в занимаемой должности. В этих целях, после изучения вопроса со специалистами-правоведами ввести дисциплинарную и административную ответственность за неэффективное использование бюджетных ресурсов, нарушение регламентных процедур, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, связанных с решением задач эффективности. И, конечно, надо проверить, прописано ли это в в должностных обязанностях. Основанием для применения этой нормы могли бы стать результаты проверок областной Счётной палаты, контрольно-финансовых органов и антикоррупционного анализа Уполномоченного по противодействию коррупции. Наши первые консультации с юристами показали, что это возможно.

Это с одной стороны. А с другой предлагается совместными усилиями руководителей вышеуказанных организаций создать и постоянно пополнять базу данных зон повышенного коррупционного риска. А руководителям исполнительных органов государственной и муниципальной власти формировать, исходя из этой базы и собственных наработок, соответствующий раздел целевых антикоррупционных программ. Показатель работы по устранению зон повышенного коррупционного риска мы бы ввели в систему рейтинговой оценки, сделав её определяющей по оценке исполнения мероприятий программы.

В добавление к этому считаю необходимым включить в положение об органах, занимающихся контрольно-ревизионной деятельностью в органах исполнительной государственной и муниципальной власти, и в должностные обязанности лиц, занимающихся этой работой, требование по выявлению зон повышенного коррупционного риска в деятельности подведомственных организаций, контролю за исполнением мероприятий по их устранению и соблюдению разработанных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг.

В заключение я хотел бы поблагодарить всех членов Совета за внимание, проявленное к моему выступлению, и Вас, Сергей Иванович, дополнительно - за проявление политической воли в проведении антикоррупционной политики, за доверие к коллективу созданного Вами областного государственного антикоррупционного органа, пока единственного в России, работа которого в конечном итоге нацелена на общий результат по созданию резервов ресурсов для исполнения социальных программ, программ модернизации и обеспечению условий для инвестиционной привлекательности региона.

    Главные новости

    11.12.2018
    Информация о результатах, проведенного в 2018 году конкурсного отбора разработанных гражданами проектов, направленных на профилактику коррупции в Ульяновской области

    11.12.2018
    Протокол заседания комиссии по проведению отбора проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в проведении на территории Ульяновской области единой государственной политики в области противодействия коррупции

    10.12.2018
    В Ульяновской области наградили преподавателей и студентов вузов активно участвующих в просветительской работе по вопросам противодействия коррупции

    10.12.2018
    В Ульяновской области состоялся «круглый стол» с независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

    09.12.2018
    Об организации деятельности по противодействию коррупции в Ульяновской области

    ...все новости →

     

    Новости и события

    21.11.2016
    В Ульяновской области будет активизирована деятельность молодежных антикоррупционных формирований!

    21.11.2016
    Выявляются коррупционные зоны, а виновные привлекаются к ответственности. В Ульяновской области подведены итоги антикоррупционной работы за 9 месяцев 2016 года

    18.11.2016
    В Ульяновской области обновили Анимированную антикоррупционную карту

    ...все новости →