ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Что, по Вашему мнению, является препятствием для развития бизнеса в Ульяновской области?

Доклад начальника отдела обеспечения деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области С.В. Миронова на расширенной коллегии Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области 13.02.2013 по вопросу об организации противодействия коррупции в сфере управления имуществом Ульяновской области

Противодействие коррупции в сфере управления имуществом, включая земельные ресурсы, стало приоритетным для нас с момента начала исполнения Уполномоченным по противодействию коррупции своих функций в 2009 году.

И первое отрицательное заключение Уполномоченного было связано с зоной коррупционного риска, возникшей в связи с учреждением ООО «Линкор», в котором одним из двух учредителей было ОГУП «Имущество», а другим - коммерческая организация. Эта зона коррупционного риска могла бы привести к передаче по заниженной стоимости земельного участка в собственность этой коммерческой организации, причинив ущерб Ульяновской области. Позже были и другие отрицательные заключения, например, в связи с занижением рыночной стоимости приватизируемого недвижимого имущества в р.п. Новоспасское, земельного участка в северной части г. Ульяновска. Были вопросы и по занижению арендной платы в отдельных акционерных обществах.

Надо отметить, что выводы из всего этого Департаментом госимущества были сделаны своевременно, и выводы эти правильные.

С 2010 года Департамент находится в лидерах в проводимом нами ежеквартальном мониторинге эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции. По итогам 2012 года он занял первое место по сумме всех показателей, а представитель правовой службы Департамента признан победителем областного конкурса «Лучший юрист, проводящий антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов». Всё это характеризует успехи Департамента в организации внутренней профилактической антикоррупционной работы.

Но есть ряд вопросов, повлиять на решение которых Департамент напрямую не может. Например, на добросовестность оценщиков при проведении независимой оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, вследствие чего стоимость приватизируемого имущества может занижаться, а приобретаемого, - наоборот, завышаться. Беспокоит деятельность кадастровых инженеров, породившая, в частности, многолетнюю судебную тяжбу пайщиков кооператива «12 лет Октября» в Чердаклинском районе за обустроенные ими покосы. Отсутствие контроля за работой КУМИЗО становится причиной махинаций с землёй и имуществом на местном уровне.

Надо отдать должное, Департамент государственного имущества начал принимать некоторые антикоррупционные меры в тех сферах, где полномочия этого государственного органа формально заканчиваются, но зона моральной ответственности остаётся.

К числу таких мер можно отнести участие его специалистов в комиссии по целевым программам, а также организацию им деятельности общественного совета по рассмотрению вопросов эффективного использования государственного имущества и земельных ресурсов.

Заслугой Департамента государственного имущества следует назвать внедрение ещё в 2010 году в практику работы ОГУП «Имущество» процедуры проведения конкурсов при закупках товаров, причём задолго до принятия соответствующего федерального закона. Департамент был в числе соисполнителей областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2008-2012 годы» и остаётся им по областной программе противодействия коррупции на 2013-2015 годы.

Однако останавливаться на достигнутом пока рано. На наш взгляд, необходимо, оставаясь в рамках закона, продолжать минимизировать зоны коррупционного риска в сфере управления земельными ресурсами и имуществом, не дожидаясь возбуждения уголовных дел, наносящих урон репутации и инвестиционной привлекательности региона.

Предлагаем в 2013 году уделить внимание реализации следующих мер:

1) усилить влияние Департамента государственного имущества на подбор и обучение специалистов муниципальных органов по управлению муниципальным имуществом, заключив соглашения с руководством муниципальных образований и, анализируя эффективность распоряжения муниципальным имуществом, регулярно информировать глав администраций соответствующих муниципалитетов о выявляемых нарушениях и потенциальных зонах риска;

2) внедрить единый автоматизированный программный комплекс, позволяющий в режиме «онлайн» отслеживать и учитывать сделки с земельными участками, принадлежащими Ульяновской области и муниципальным образованиям. Это повысит прозрачность управления земельными ресурсами, даст возможность чётче планировать налоговые поступления по земельному налогу и от продажи имущества. Кстати, именно на необходимость обеспечения открытости информации о земельных ресурсах указал Президент России на заседании президиума Государственного совета 9 октября 2012 года. При этом необходимо следить за целевым использованием земельных участков, предаваемых в муниципальную собственность. Если, например, выделяется земля для многодетных семей, то пусть она до них и дойдёт;

3) создать единый сайт в сети Интернет для размещения на нём информации о выставленном на продажу имуществе Ульяновской области и имуществе, находящемся в хозяйственном ведении или оперативном управлении ОГУПов и созданных Ульяновской областью акционерных обществ. В перспективе на этом информационном сайте можно будет публиковать и информацию о продаже муниципального имущества. Это позволит предпринимателям не рыскать по десяткам сайтов и не просматривать кучу газет в поисках интересующего объявления, а посещать единый сайт. Другим положительным следствием следует назвать повышение открытости проводимых аукционов по продаже имущества, снижающее шанс сговора при проведении торгов из-за отсутствия информации о таких торгах.

В декабре прошлого года по нашему заказу НИЦ «Регион» провёл экспертный опрос ульяновских предпринимателей. 59 процентов опрошенных поддержали идею создания единого сайта с централизацией объявлений о продаже имущества, и 64 процента - в отношении централизации объявлений о продаже земельных участков;

4) ввести на этапе подготовки проектов нормативных правовых актов практику выявления признаков необоснованного занижения стоимости приватизируемого имущества или завышения стоимости приобретаемого в областную или муниципальную собственность имущества по результатам независимой оценки, и при выявлении таких признаков привлекать специалистов соответствующей саморегулируемой организации для проверки отчётов об оценке рыночной стоимости;

5) отслеживать случаи приватизации органами местного самоуправления земельных участков сельскохозяйственного назначения, непосредственно граничащих с населёнными пунктами, с признаками перспективы последующего включения этих участков в границы населённых пунктов, что даст возможность новому собственнику путём смены категории земли кратно увеличить её стоимость. Та же самая операция, но проведённая муниципальным образованием, позволит направить доход от продажи новых участков в доходную часть муниципального бюджета, а не в чей-то карман;

6) до ликвидации ОГУПов исследовать причины и факторы, которые привели к их ликвидации - нет ли здесь коррупционных проявлений, ставших причиной ухудшения финансовых показателей. Также исследовать причины ухудшения экономических показателей и тех ОГУПов и хозяйственных обществ, ликвидация которых не планируется, но экономическое положение которых ухудшилось. При установлении вины руководителей необходимо, как этого требует федеральный закон «О противодействии коррупции», рассматривать вопрос об их ответственности. В противном случае за «ошибки» управленцев будет расплачиваться бюджет.

    Главные новости

    16.10.2018
    В Ульяновской области стартует отбор антикоррупционных проектов, разработанных некоммерческими организациями для предоставления грантов в целях их финансового обеспечения и поддержки

    16.10.2018
    Жителям Ульяновской области предлагают разработать проекты, направленные на профилактику коррупции, реализация которых будет поддержана за счет средств регионального бюджета

    16.10.2018
    Объявление для социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в проведении на территории Ульяновской области единой государственной политики в области противодействия коррупции о начале отбора лучших антикоррупционных проектов для предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях их финансового обеспечения и поддержки

    16.10.2018
    Информация о проведении конкурсного отбора разработанных гражданами проектов, направленных на профилактику коррупции в Ульяновской области

    15.10.2018
    Информация о работе Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области

    ...все новости →

     

    Новости и события

    21.11.2016
    В Ульяновской области будет активизирована деятельность молодежных антикоррупционных формирований!

    21.11.2016
    Выявляются коррупционные зоны, а виновные привлекаются к ответственности. В Ульяновской области подведены итоги антикоррупционной работы за 9 месяцев 2016 года

    18.11.2016
    В Ульяновской области обновили Анимированную антикоррупционную карту

    ...все новости →