ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Что, по Вашему мнению, является препятствием для развития бизнеса в Ульяновской области?

Доклад А.Ф. Павлова на VI сессии Совета региональных и местных властей в Ульяновской области 30.11.2012

О повышении эффективности муниципальной антикоррупционной политики

Уважаемые члены Совета региональных и местных властей!

Вопросы становления муниципальной антикоррупционной политики организационно были оформлены подписанием в августе 2009 года соглашения о сотрудничестве Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области и муниципальных образований Ульяновской области. Оно позволило создать единую организационную структуру предупреждения коррупции в регионе с централизованной системой управления и ежеквартальной оценкой эффективности её работы с вовлечением в сферу антикоррупционной политики на муниципальном уровне государственных областных учреждений и областных учреждений государственных федеральных структур. Результатом данного сотрудничества стало осуществление в полном объёме требований федерального и областного законов «О противодействии коррупции».

За прошедшее время количественно и качественно улучшилась антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов. Начав с нуля, сегодня этой процедуре подвергаются от 90 до 100% муниципальных проектов с общим числом более 8 тысяч в год и процентом возврата от прокуратуры не более 3% за год.

Сформированные в области муниципальные общественные Советы по профилактике коррупции стали не только аккумулятором общественного мнения и социально-значимых проблем, но и катализатором их решения. Только за 9 месяцев этого года в работе этих Советов приняли участие более 4 тыс. человек. Из почти полутысячи рассмотренных на заседаниях Советов вопросов пятая часть приходится на тематику, связанную с проявлением коррупционных признаков или выявлением и устранением зон коррупционного риска в различных направлениях жизнедеятельности населения муниципального образования.

К числу основных итогов взаимодействия относится организация системы антикоррупционного образования и воспитания. Также начав с нуля и в числе первых в России, сегодня от 80 до 100% общеобразовательных и средних школ в районах области используют эту систему по учебным предметам «История», «Обществознание», «Экономика» и «Право». Появились авторские методики, с которыми учителя выступают на всероссийских конкурсах.

В числе других результатов совместной работы следует назвать содействие средствам массовой информации в широком и объективном освещении мер антикоррупционной политики. Стимулирование участия муницитпальных СМИ в работе по освещению темы коррупции привело к росту публикаций на эту тему с 18 материалов в 2009 году до почти 800 в этом. Я благодарю всех Вас причастных к этой работе за плодотворное сотрудничество в организации системной антикоррупционной политики. Наша задача сделать так, чтобы она стала более эффективной. Тем более, что за более чем трёхлетнее сотрудничество пришло понимание тематики действия всех элементов организационной структуры, и сегодня только безответственность в исполнении областного закона о противодействии коррупции и взятых на себя обязательств по соглашению о сотрудничестве может объяснить устойчивые последние места в системе рейтинговой оценки таких районов, как Сурский, Сенгилеевский и Инзенский. Резко снизил в этом году объём антикоррупционной работы Чердаклинский район. Анализ их работы станет предметом рассмотрения 3 декабря на областном Координационном совете по реализации антикоррупционной политики. С другой стороны, освоение механизмов системы рейтинговой оценки кое-где начинает провоцировать тенденции искусственного «надувания» отчётов. Всё это видно и было прогнозируемо.

Сегодня я объявляю Вам, что учебно-методический этап формирования действующей антикоррупционной структуры закончился. С 2013 года показатели рейтинговой системы будут переориентированы на оценку практической отдачи от проведённых антикоррупционных мер. Для этого в 2012 году велась подготовка перехода от работы системы для системы к её работе на конечный результат, т.е. снижение уровня коррупции как в целом по области, так и в её муниципальных образованиях. Произойдут изменения в системе оценки работы элементов организационной структуры противодействия коррупции. Она будет максимально переориентирована на достижение практического эффекта. Для юристов-экспертов это: снижение претензий со стороны прокуратуры и Уполномоченного, количество выявленных и устранённых в нормативных правовых актах и их проектах факторов, обуславливающих возможность проявлений коррупционных действий при их правоприменении; введение дисциплинарной вплоть до освобождения от должности ответственности через предостережения от Уполномоченного по внедрению в проекты нормативных правовых актов уже исследованных и зон коррупционного риска. Для общественных Советов это: количество выявленных и устранённых зон коррупционного риска; финансовый и социальный эффект от этого и и рассмотренных на заседаниях вопросов; эффективность контроля за неотвратимостью ответственности; число рассмотренных обращений граждан. И так по всем элементам.

На это нацелены проекты созданных муниципальных, ведомственных и областной программ противодействия коррупции на 2013 - 2015 годы. Обсуждение, согласование и утверждение их завершится в декабре этого года.

Мероприятия программ должны решить вопрос, связанные с проблемами эффективного использования бюджетных финансов, имущества и земельных ресурсов. Сравнительный анализ потерь бюджетных средств в муниципальных образованиях из-за нарушений в их использовании, выявленных по проверкам внешнего и внутреннего финансового контроля, показывает их неуклонный рост. В 2011 году сумма нарушений превысила 1 млрд. 100 млн. рублей, причём в первом полугодии она была равна 556 млн. рублей, а за первое полугодие этого года уже 680 млн. рублей. За первое полугодие 2012 года превысили потери ресурсов по отношению ко всему 2011 году 5 муниципальных образований (Мелекесский, Сенгилеевский, Сурский, Тереньгульский и Чердаклинский районы). А полугодовые потери превысили ещё 4 муниципальных района: Барышский, Вешкаймский, Инзенский и Новоспасский. Причина этих потерь не столь безобидна, как кажется на первый взгляд. В каждой из них есть признаки коррупционной составляющей. Почему и за что прощаются долги и, более того, опять выделяются деньги должникам при отсутствии их на решение самых насущных проблем - таких, как школьное питание, освещение и т. д.? Почему в проектно-сметную документацию закладывается пятая часть работ, которую не нужно делать? А та, которую нужно делать, не делается в необходимом объёме и качестве, и летом у нас повсеместно зимнее удорожание строительно-монтажных работ? Пример Павловского района, когда на обустройство скважины в сумме 3 млн. рублей показывают произведённые затраты на строительство грунтовой дороги к ней на 600 тыс. рублей, а рядом таких дорог множество, не единичен. В Карсунском районе при строительстве газопровода низкого давления на сумму 3,8 млн. рублей потери составили 700 тыс. рублей, а в целом по району по этому виду работ за прошлый год потеряно 13 млн. рублей. Что это как не аффелированность к должникам и подрядчикам?

Кому выгодны неполноценные реестры имущества и неопределённость кадастровых границ, отсутствие генеральных планов обустройства и согласованных обременений на уже выделенные земельные участки? В полной мере это сегодня можно отнести к Старомайнскому и Чердаклинскому районам. В последнем к незатухающим земельным вопросам прибавился новый - захват неким предпринимателем участка земли, выделенного общим собранием СПК «12 лет Октября» пайщикам этого кооператива.

Широкий спектр потерь финансов присутствует в диапазоне от неправовых увеличений заработной платы и фиктивного участия в исполнении трудового договора, как это было в Радищевской ЦРБ, что привело к замене всех руководителей, причастных к этому, после разбирательства на общественном Совете с участием Министра здравоохранения, до неоправданного списания бензина.

Особая статья потерь - это потери по субсидиям для малого и среднего предпринимательства. От 60 до 80% их безвозвратно исчезают. Уполномоченный внёс предложение о приостановлении их выделения до обеспечения эффективности и возвратности при их использовании. На все эти вопросы мы должны найти не только ответы, но и способы их решения. Первые шаги в этом направлении делаются. Одна из причин роста потерь - это отсутствие ответственности за это. По Сенгилеевскому району меру ответственности по итогам 21 проверки в 2011 г. при потерях в 5 млн. рублей применили 1 раз, а в этом году по 9 проверкам с потерями в 12 млн. рублей ответственности никакой. По Чердаклинскому району при общих потерях за 2011 и 2012 гг. на 20 млн. рублей за 26 проверок - ни одного взыскания.

Аналогично по Сурскому району.

Таким образом, нетребовательность и всепрощенчество поощряет безразличие к использованию средств бюджета и приводят к его потерям.

Для исключения этого создана и делает первые шаги система мер по неотвратимости ответственности. Основана она на распоряжении Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2012 г. № 110 и подкреплена контролем за соразмерностью нарушения и ответственности, по которым ведётся постоянный учёт, и всякое несоответствие здесь рассматривается на рабочей группе в Правительстве области с участием руководителей контрольных и контрольно-счётных органов. Исполнение рекомендаций этой группы, равно как и освещение результатов её работы в СМИ, контролируется Уполномоченным. Работа эта надолго. Поэтому я прошу руководителей администраций муниципальных образований достать из-под сукна распоряжение Губернатора и пересмотреть своё отношение к нему.

Есть предложение рейтинговать работу муниципальных образований по показателям эффективности использования ресурсов и придать ей публичность через муниципальные и региональные СМИ. Есть приказ областной прокуратуры от сентября этого года включиться районным прокуратурам в организацию контроля за исполнением муниципальных программ противодействия коррупции.

Как меры, повышающие ответственность, сегодня рассматриваются предложения об уменьшении суммы ассигнований на сумму потерь, проведение ежемесячных коллегий в Департаменте госимущества и земельных отношений по задолженности по аренде с приглашением провинившихся, разработка компьютерной программы по контролю за движением земельных участков и имущества, создание в этих вопросах управленческой вертикали область - муниципалитеты, разработка методик по оформлению договоров и сокращению задолженности. В числе их разработка положения о материальной ответственности работодателей за отсутствие контроля по использованию бюджетных ресурсов, так как тезис о невозможности предъявления претензий к главе администрации из-за его некомпетентности в ситуации дефицита ресурсов пагубен для развития территории.

Эти и ряд других предложений по повышению эффективности антикоррупционной работы вошли в проекты ведомственных и муниципальных программных мероприятий на 2013 - 2015 годы и в проект поручений областного межведомственного Совета по финансовому контролю и областного Координационного Совета по противодействию коррупции, который состоится 3 декабря.

Эту же цель преследовала инициатива Губернатора С.И. Морозова о введении с 1 января следующего года должности помощников Уполномоченного по противодействию коррупции, которые будут прикомандированы к ряду министерств. Этим решаются задачи присутствия в министерстве грамотного профессионала в сфере борьбы с коррупцией, но и возможность получения максимума информации о возможных коррупционных проявлениях. Проект распоряжения на этот счёт уже подготовлен, идёт разработка регламента с учётом имеющегося российского и зарубежного опыта. К этой работе привлечены специалисты, имеющие навыки предупреждения корыстных правонарушений. В июле - августе следующего года на областном Координационном совете по реализации антикоррупционной политики будет рассмотрена практика реализации этого проекта. Опыт покажет, как дальше развивать эту систему и прививать её на муниципальном уровне.

Желаю Вам удачи в нелёгком чиновничьем труде, получения доверия, поддержки и благодарных откликов по вашей работе со стороны граждан.


    Главные новости

    11.12.2018
    Информация о результатах, проведенного в 2018 году конкурсного отбора разработанных гражданами проектов, направленных на профилактику коррупции в Ульяновской области

    11.12.2018
    Протокол заседания комиссии по проведению отбора проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в проведении на территории Ульяновской области единой государственной политики в области противодействия коррупции

    10.12.2018
    В Ульяновской области наградили преподавателей и студентов вузов активно участвующих в просветительской работе по вопросам противодействия коррупции

    10.12.2018
    В Ульяновской области состоялся «круглый стол» с независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

    09.12.2018
    Об организации деятельности по противодействию коррупции в Ульяновской области

    ...все новости →

     

    Новости и события

    21.11.2016
    В Ульяновской области будет активизирована деятельность молодежных антикоррупционных формирований!

    21.11.2016
    Выявляются коррупционные зоны, а виновные привлекаются к ответственности. В Ульяновской области подведены итоги антикоррупционной работы за 9 месяцев 2016 года

    18.11.2016
    В Ульяновской области обновили Анимированную антикоррупционную карту

    ...все новости →