ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Что, по Вашему мнению, является препятствием для развития бизнеса в Ульяновской области?

Доклад А.Ф. Павлова на VI сессии Совета региональных и местных властей в Ульяновской области 30.11.2012

О повышении эффективности муниципальной антикоррупционной политики

Уважаемые члены Совета региональных и местных властей!

Вопросы становления муниципальной антикоррупционной политики организационно были оформлены подписанием в августе 2009 года соглашения о сотрудничестве Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области и муниципальных образований Ульяновской области. Оно позволило создать единую организационную структуру предупреждения коррупции в регионе с централизованной системой управления и ежеквартальной оценкой эффективности её работы с вовлечением в сферу антикоррупционной политики на муниципальном уровне государственных областных учреждений и областных учреждений государственных федеральных структур. Результатом данного сотрудничества стало осуществление в полном объёме требований федерального и областного законов «О противодействии коррупции».

За прошедшее время количественно и качественно улучшилась антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов. Начав с нуля, сегодня этой процедуре подвергаются от 90 до 100% муниципальных проектов с общим числом более 8 тысяч в год и процентом возврата от прокуратуры не более 3% за год.

Сформированные в области муниципальные общественные Советы по профилактике коррупции стали не только аккумулятором общественного мнения и социально-значимых проблем, но и катализатором их решения. Только за 9 месяцев этого года в работе этих Советов приняли участие более 4 тыс. человек. Из почти полутысячи рассмотренных на заседаниях Советов вопросов пятая часть приходится на тематику, связанную с проявлением коррупционных признаков или выявлением и устранением зон коррупционного риска в различных направлениях жизнедеятельности населения муниципального образования.

К числу основных итогов взаимодействия относится организация системы антикоррупционного образования и воспитания. Также начав с нуля и в числе первых в России, сегодня от 80 до 100% общеобразовательных и средних школ в районах области используют эту систему по учебным предметам «История», «Обществознание», «Экономика» и «Право». Появились авторские методики, с которыми учителя выступают на всероссийских конкурсах.

В числе других результатов совместной работы следует назвать содействие средствам массовой информации в широком и объективном освещении мер антикоррупционной политики. Стимулирование участия муницитпальных СМИ в работе по освещению темы коррупции привело к росту публикаций на эту тему с 18 материалов в 2009 году до почти 800 в этом. Я благодарю всех Вас причастных к этой работе за плодотворное сотрудничество в организации системной антикоррупционной политики. Наша задача сделать так, чтобы она стала более эффективной. Тем более, что за более чем трёхлетнее сотрудничество пришло понимание тематики действия всех элементов организационной структуры, и сегодня только безответственность в исполнении областного закона о противодействии коррупции и взятых на себя обязательств по соглашению о сотрудничестве может объяснить устойчивые последние места в системе рейтинговой оценки таких районов, как Сурский, Сенгилеевский и Инзенский. Резко снизил в этом году объём антикоррупционной работы Чердаклинский район. Анализ их работы станет предметом рассмотрения 3 декабря на областном Координационном совете по реализации антикоррупционной политики. С другой стороны, освоение механизмов системы рейтинговой оценки кое-где начинает провоцировать тенденции искусственного «надувания» отчётов. Всё это видно и было прогнозируемо.

Сегодня я объявляю Вам, что учебно-методический этап формирования действующей антикоррупционной структуры закончился. С 2013 года показатели рейтинговой системы будут переориентированы на оценку практической отдачи от проведённых антикоррупционных мер. Для этого в 2012 году велась подготовка перехода от работы системы для системы к её работе на конечный результат, т.е. снижение уровня коррупции как в целом по области, так и в её муниципальных образованиях. Произойдут изменения в системе оценки работы элементов организационной структуры противодействия коррупции. Она будет максимально переориентирована на достижение практического эффекта. Для юристов-экспертов это: снижение претензий со стороны прокуратуры и Уполномоченного, количество выявленных и устранённых в нормативных правовых актах и их проектах факторов, обуславливающих возможность проявлений коррупционных действий при их правоприменении; введение дисциплинарной вплоть до освобождения от должности ответственности через предостережения от Уполномоченного по внедрению в проекты нормативных правовых актов уже исследованных и зон коррупционного риска. Для общественных Советов это: количество выявленных и устранённых зон коррупционного риска; финансовый и социальный эффект от этого и и рассмотренных на заседаниях вопросов; эффективность контроля за неотвратимостью ответственности; число рассмотренных обращений граждан. И так по всем элементам.

На это нацелены проекты созданных муниципальных, ведомственных и областной программ противодействия коррупции на 2013 - 2015 годы. Обсуждение, согласование и утверждение их завершится в декабре этого года.

Мероприятия программ должны решить вопрос, связанные с проблемами эффективного использования бюджетных финансов, имущества и земельных ресурсов. Сравнительный анализ потерь бюджетных средств в муниципальных образованиях из-за нарушений в их использовании, выявленных по проверкам внешнего и внутреннего финансового контроля, показывает их неуклонный рост. В 2011 году сумма нарушений превысила 1 млрд. 100 млн. рублей, причём в первом полугодии она была равна 556 млн. рублей, а за первое полугодие этого года уже 680 млн. рублей. За первое полугодие 2012 года превысили потери ресурсов по отношению ко всему 2011 году 5 муниципальных образований (Мелекесский, Сенгилеевский, Сурский, Тереньгульский и Чердаклинский районы). А полугодовые потери превысили ещё 4 муниципальных района: Барышский, Вешкаймский, Инзенский и Новоспасский. Причина этих потерь не столь безобидна, как кажется на первый взгляд. В каждой из них есть признаки коррупционной составляющей. Почему и за что прощаются долги и, более того, опять выделяются деньги должникам при отсутствии их на решение самых насущных проблем - таких, как школьное питание, освещение и т. д.? Почему в проектно-сметную документацию закладывается пятая часть работ, которую не нужно делать? А та, которую нужно делать, не делается в необходимом объёме и качестве, и летом у нас повсеместно зимнее удорожание строительно-монтажных работ? Пример Павловского района, когда на обустройство скважины в сумме 3 млн. рублей показывают произведённые затраты на строительство грунтовой дороги к ней на 600 тыс. рублей, а рядом таких дорог множество, не единичен. В Карсунском районе при строительстве газопровода низкого давления на сумму 3,8 млн. рублей потери составили 700 тыс. рублей, а в целом по району по этому виду работ за прошлый год потеряно 13 млн. рублей. Что это как не аффелированность к должникам и подрядчикам?

Кому выгодны неполноценные реестры имущества и неопределённость кадастровых границ, отсутствие генеральных планов обустройства и согласованных обременений на уже выделенные земельные участки? В полной мере это сегодня можно отнести к Старомайнскому и Чердаклинскому районам. В последнем к незатухающим земельным вопросам прибавился новый - захват неким предпринимателем участка земли, выделенного общим собранием СПК «12 лет Октября» пайщикам этого кооператива.

Широкий спектр потерь финансов присутствует в диапазоне от неправовых увеличений заработной платы и фиктивного участия в исполнении трудового договора, как это было в Радищевской ЦРБ, что привело к замене всех руководителей, причастных к этому, после разбирательства на общественном Совете с участием Министра здравоохранения, до неоправданного списания бензина.

Особая статья потерь - это потери по субсидиям для малого и среднего предпринимательства. От 60 до 80% их безвозвратно исчезают. Уполномоченный внёс предложение о приостановлении их выделения до обеспечения эффективности и возвратности при их использовании. На все эти вопросы мы должны найти не только ответы, но и способы их решения. Первые шаги в этом направлении делаются. Одна из причин роста потерь - это отсутствие ответственности за это. По Сенгилеевскому району меру ответственности по итогам 21 проверки в 2011 г. при потерях в 5 млн. рублей применили 1 раз, а в этом году по 9 проверкам с потерями в 12 млн. рублей ответственности никакой. По Чердаклинскому району при общих потерях за 2011 и 2012 гг. на 20 млн. рублей за 26 проверок - ни одного взыскания.

Аналогично по Сурскому району.

Таким образом, нетребовательность и всепрощенчество поощряет безразличие к использованию средств бюджета и приводят к его потерям.

Для исключения этого создана и делает первые шаги система мер по неотвратимости ответственности. Основана она на распоряжении Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2012 г. № 110 и подкреплена контролем за соразмерностью нарушения и ответственности, по которым ведётся постоянный учёт, и всякое несоответствие здесь рассматривается на рабочей группе в Правительстве области с участием руководителей контрольных и контрольно-счётных органов. Исполнение рекомендаций этой группы, равно как и освещение результатов её работы в СМИ, контролируется Уполномоченным. Работа эта надолго. Поэтому я прошу руководителей администраций муниципальных образований достать из-под сукна распоряжение Губернатора и пересмотреть своё отношение к нему.

Есть предложение рейтинговать работу муниципальных образований по показателям эффективности использования ресурсов и придать ей публичность через муниципальные и региональные СМИ. Есть приказ областной прокуратуры от сентября этого года включиться районным прокуратурам в организацию контроля за исполнением муниципальных программ противодействия коррупции.

Как меры, повышающие ответственность, сегодня рассматриваются предложения об уменьшении суммы ассигнований на сумму потерь, проведение ежемесячных коллегий в Департаменте госимущества и земельных отношений по задолженности по аренде с приглашением провинившихся, разработка компьютерной программы по контролю за движением земельных участков и имущества, создание в этих вопросах управленческой вертикали область - муниципалитеты, разработка методик по оформлению договоров и сокращению задолженности. В числе их разработка положения о материальной ответственности работодателей за отсутствие контроля по использованию бюджетных ресурсов, так как тезис о невозможности предъявления претензий к главе администрации из-за его некомпетентности в ситуации дефицита ресурсов пагубен для развития территории.

Эти и ряд других предложений по повышению эффективности антикоррупционной работы вошли в проекты ведомственных и муниципальных программных мероприятий на 2013 - 2015 годы и в проект поручений областного межведомственного Совета по финансовому контролю и областного Координационного Совета по противодействию коррупции, который состоится 3 декабря.

Эту же цель преследовала инициатива Губернатора С.И. Морозова о введении с 1 января следующего года должности помощников Уполномоченного по противодействию коррупции, которые будут прикомандированы к ряду министерств. Этим решаются задачи присутствия в министерстве грамотного профессионала в сфере борьбы с коррупцией, но и возможность получения максимума информации о возможных коррупционных проявлениях. Проект распоряжения на этот счёт уже подготовлен, идёт разработка регламента с учётом имеющегося российского и зарубежного опыта. К этой работе привлечены специалисты, имеющие навыки предупреждения корыстных правонарушений. В июле - августе следующего года на областном Координационном совете по реализации антикоррупционной политики будет рассмотрена практика реализации этого проекта. Опыт покажет, как дальше развивать эту систему и прививать её на муниципальном уровне.

Желаю Вам удачи в нелёгком чиновничьем труде, получения доверия, поддержки и благодарных откликов по вашей работе со стороны граждан.


    Главные новости

    16.10.2018
    Жителям Ульяновской области предлагают разработать проекты, направленные на профилактику коррупции, реализация которых будет поддержана за счет средств регионального бюджета

    16.10.2018
    Объявление для социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в проведении на территории Ульяновской области единой государственной политики в области противодействия коррупции о начале отбора лучших антикоррупционных проектов для предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях их финансового обеспечения и поддержки

    16.10.2018
    Информация о проведении конкурсного отбора разработанных гражданами проектов, направленных на профилактику коррупции в Ульяновской области

    15.10.2018
    Информация о работе Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области

    12.10.2018
    Распоряжение Правительства Ульяновской области № 473-пр от 10.10.2018 г. «О разработке проекта областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области на 2019-2021 годы»

    ...все новости →

     

    Новости и события

    21.11.2016
    В Ульяновской области будет активизирована деятельность молодежных антикоррупционных формирований!

    21.11.2016
    Выявляются коррупционные зоны, а виновные привлекаются к ответственности. В Ульяновской области подведены итоги антикоррупционной работы за 9 месяцев 2016 года

    18.11.2016
    В Ульяновской области обновили Анимированную антикоррупционную карту

    ...все новости →